Работа для всех, вакансии, карьера

Логистика и коммерция: два звена одной цепи

Нехватка оборотных средств, затоваривание, нерациональное использование складских площадей - с этими проблемами сегодня столкнулись уже очень многие российские фирмы, особенно сетевые магазины.

Резкий рост компаний приводит к быстрому увеличению количественных показателей. Однако с повышением товарооборота возникает необходимость менять и систему управления товарами. Старые методы управления в подобной ситуации уже не дают положительных результатов. В этом случае события в компании обычно разворачиваются по следующему сценарию. Сотрудники, управляющие оперативными процессами, вдруг перестают справляться со своими обязанностями. Попытка увеличить их количество не дает никаких результатов и лишь повышает расходы.

В то же время руководство, не учитывая новых потребностей компании и управляя по старой схеме, слишком много внимания уделяет быстрому росту объема продаж в ущерб эффективности управления товарными запасами. В результате получается так, что общее количество товаров возрастает, возрастают соответственно и расходы на поставщиков, однако прибыль от единицы продукции почему-то становится меньше. Что это? Объективная тенденция, которая стоит за повышением товарооборота? Нет. Это просто недостаточное внимание к логистике.

Если вас интересуют качественные услуги мерчендайзеров, рекомендуем обратить внимание на сайт plan-o-gram.com/uslugi. Сотрудники компании “Планограмма” помогут вывести бизнес на новый уровень и увеличить объем продаж на 15%

Понять - значит почти осуществить

Первый вопрос, на который должен дать ответ руководитель компании, звучит так: какой экономический эффект можно получить от правильного использования логистики?

Логистика управляет оборотными средствами, товарным запасом и цепочкой поставок.

Причем первая функция осуществляется через управление запасами. Это особенно важно для торговых компаний, в которых запасы составляют основную часть оборотных средств.

При увеличении товарооборота руководитель должен осуществлять и системные изменения в компании: менять бизнес-процессы и реорганизовывать взаимодействие между подразделениями через перераспределение обязанностей и сфер ответственности. В результате компания повышает свою конкурентоспособность .

К сожалению, на практике все происходит по-другому.

Создание логистической системы компании часто приходится начинать с убеждения руководства в том, что логистика действительно существует. Часто руководители компаний не осознают, что логистические процессы на фирме происходят независимо от того, выделены ли они в отдельную область управления.

Если руководители рассматривают логистику лишь как транспортно-складскую деятельность, то в этом случае ждать реальных результатов не приходится.

Кто за что отвечает?

Еще одна проблема - это взаимодействие логистического звена с другими подразделениями и правильное распределение ответственности между ними. В российских торговых компаниях сейчас наблюдаются сильные трения между логистами и коммерсантами.

На ранних этапах развития торговых компаний главенствующая роль коммерческих подразделений была оправданна и целесообразна как с организационной, так и с экономической точки зрения. Небольшие обороты и несложные операции позволяли быстро решать все возникающие проблемы. Движение товара легко контролировалось и корректировалось, когда управление им находилось в одних руках - в руках коммерческих подразделений. Но по мере развития компании ассортимент товара начинал расти, увеличивалось его количество, усложнялся способ доставки.

Именно в этот момент коммерсанты начинают терять контроль над процессом управления товарным запасом. Часто возникают ситуации общего переизбытка товара при дефиците запасов по самым продаваемым позициям. Объемы продаж начинают падать, обслуживание клиентов ухудшается. Это первые признаки сбоев в работе системы. Чтобы исправить положение, необходимо начать реорганизацию компании, перераспределить обязанности и зоны ответственности и изменить бизнес-процессы таким образом, чтобы повысить роль логистического подразделения.

Если раньше логистика в компании сводилась к складированию и перевозкам, то на новом этапе развития необходим и новый взгляд на логистику как комплексную систему планирования, управления и контроля материальных потоков. В этот период логистика начинает брать на себя все больше функций, которыми раньше занимались коммерсанты. Это обусловлено усложнением движения товаропотока и необходимостью применения специальных знаний и логистических методик.

Целесообразным выглядит следующее распределение обязанностей в компании. Коммерческое подразделение определяет ассортиментную линейку, выбирает новый ассортимент и заменяет старый, занимается ценообразованием, выбирает поставщика, ведет переговоры о ценах, скидках и условиях поставки. На стадии обсуждения условий поставки к переговорам должны подключаться логисты, поскольку уровень товарного запаса зависит от размеров товарной партии, частоты поставок и скорости прохождения товара по цепочке поставок. Логисты также определяют уровень страхового и рабочего запасов, перемещают товары от складов поставщиков до складов магазинов, контролируют запасы на складах и при транспортировке и пополняют запасы в магазинах. При этом пополнение запасов зависит от скорости продаж, а уровень запасов - от плана продаж.

На практике, конечно, каждая компания самостоятельно решает, как удобнее распределить выполнение различных функций между подразделениями. Часто это зависит от управленческих, технических и финансовых ресурсов. Однако нужно всегда помнить, что функции логистики должны выполняться в полном объеме, независимо от того, какое подразделение за них отвечает.

Рейтинг: 
0
No votes yet